Назад к списку

Из интервью Тамары и Анатолия Панченко для телекомпании " Новыйрегион" г. Ижевска.

Вопросы задает Александр Бурцев. А.Б.: Ваши знания представляются мне страшным оружием, котороеможет попасть к людям, которые сумеют его использовать не в самыхлучших целях. Ведь это же опасно, согласитесь! А.П.: Я раньше тожетак думал. И думали люди, которые в 30- е годы запретили психологию внашей стране. И в результате масса людей оказалась без помощиквалифицированных психологов. А ведь не меньше половины людейнуждаются не в лечении, а в эмоциональной коррекции. Так и думалилюди, многое запрещающие. Так думали и мы с Тамарой. Пока один человекна нашем семинаре в Калининграде не рассказал нам сказку о кузнеце, смастерившем три замечательных топора. 


Один топор попал в рукимастера, и тот построил великолепный храм без единого гвоздя. Другойтопор попал в руки мясника, и он столь же великолепно рубил им мясо. Атретий - в руки палача, который выполнял свою работу на эшафоте. Мясо-то как- ни будь бы разрезали и без топора. Голову камнем бы расшибли, авот храма- то не построить. Поэтому я считаю, что Эниостиль, которыймы, наш институт, создали, это, прежде всего, технология построениясамого себя. Причем, не такого, каким ты хочешь быть, не такого, какимтебя призывает быть кто- то, а такого, каким ты прислан на эту землю.И чтобы ты понял, кто ты, как и где тебе жить, на какой грядке расти,чтобы ты стал самим собой. Потому что, если ты - роза, и каким- товоспитанием тебе срезали колючки, то ты уже не совсем роза. Но инепонятно кто. И мы даем техники и технологии, которые позволяют розевырастить колючки, если они ей свойственны по природе, убрать лишниерасцветки с листьев. Но это только одна сторона проблемы. Ведь кактолько она поняла, что она роза, ей нужно найти и свое место в этоммире, свое окружение. Если роза призвана радовать окружающих своимвидом, красотой, защищаться колючками, то как ей жить под кленом,рядом с которым она, вдруг себя обнаружила? Клен - замечательноедерево, но у него другое предназначение в этой жизни. Клен затеняетрозу, и от него она меняет свой цвет и болеет. Эниостиль отвечает наэти вопросы. А.Б.: То есть эта наука необходима каждому? А.П.:Безусловно! Хотя Эниостиль - это не наука, и в то же время наука. Иэто не искусство, хотя и искусство. Это не религия, хотя и религия. Иэто не магия, хотя и магия человеческих отношений. Это всё вместе. Иони связаны неразрывно. И мы бы хотели, чтобы эти знания попали в рукилюдей до того, как они сделают два главных выбора в жизни: это выборспутника жизни и работы. Потому что каждому стилю, каждому типусоответствует своя работа, свои интертипные отношения с другимилюдьми. А.Б.: Значит, Эниостиль уже сегодня надо преподавать в школах?А.П.: Совершенно верно! И мы очень много внимания уделяем тому, чтобыв первую очередь готовить людей, которые будут работать с детьми. Вомногих школах Эниостиль уже преподается. Но этого пока недостаточно. Имы считаем главной целью своих семинаров - обучить взрослых людей длятого, чтобы они обучали этому своих детей. Нам- то уже поздновато себяменять. И чем раньше наши дети научатся этому, тем лучше. Ведь мы -родители - странный народ. Когда мы садим растение в своем огороде, мызнаем, что по какой агротехнике выращивать. А когда у нас рождаетсяребёнок, мы галлюцинируем, будто знаем, что это родилось. Например, мысчитаем, что это василёк и выращиваем его по агротехнике василька.Просто потому, что нам так хочется. И мы - родители, педагоги -создаём неких гибридов, мутантов. Большинство нас с вами - мутанты. Игосударству выгодно иметь мутантов. Ими же легко управлять. Гораздолегче управлять стаей дворовых, чем стаей породистых собак. И конечнаяцель Эниостиль - создать общество " породистых" людей. Но, в отличиеот идей, которые исповедовал Гитлер и многие другие, их ни в коемслучае нельзя делать по какому- то образу и подобию. Потому что каждыйчеловек рожден совершенным. Мы рождаемся идеальными, и только потомнас воспитывают по технологии, которая правильна для одного типа исовершенно не подходит для остальных. И так нас всех уравнивают. А.Б.:Вы считаете, что наше общество уже в состоянии принять Эниостиль?Т.П.: Все очень по- разному относятся к идее Эниостиль. Есть люди,принимающие ее " на ура", они становятся ее проповедниками: идут вшколы, проводят тренинга, семинары, чаще всего бесплатно. Аортодоксальная педагогика воспринимает Эниостиль " со скрипом"...А.П.: Члены общества, я бы сказал, конечно, готовы принять это, а...например, руководители готовы учиться, но своим подчиненным хотятпересказывать сами. Каждый хочет быть свободной и развитой личностью,а из своей структуры сделать одинаковых людей. Так же и государство вцелом. Любое государство на словах признает, что личность нужноразвивать, а на самом деле заинтересовано в том, чтобы сделать всехсвоих членов одинаковыми, усредненными, серыми. Ведь средненькие людихорошо внушаемы, хорошо управляемы. Так что восприятие двояко.Наверное, так и должно быть. А.Б.: То есть те, кто узнают о вашем "детище", все же принимают его, по крайней мере, для себя, считая,видимо, достаточно надежной эту технологию гармонизации своей личностии жизни? А.П.: Эниостиль имеет очень жесткую технологию определениякто ты и для чего предназначен в отличие от многих других теорий, набазе которых он создан. И он говорит о том, что есть люди, которыеработают в разных метафорах. Метафорах магии, религии, искусства инауки. И каждый из представителей этих метафор воспринимает мир по-своему. Каждый имеет свой ЭНИОСТИЛЬ. Т.П.: И очень сложно жить не всвоем Эниостиле, очень болезненно и энергоемко. Мы описываемшестнадцать таких стилей. У каждого свое предназначение, свои силы,свои слабости. Человек, живущий не в своем стиле платит за этонездоровьем, неуспехами. Люди подсознательно ему не доверяют: егородной тип посылает одни сигналы, а искусственно приобретенный -другие. Поэтому с такими людьми очень трудно общаться. А.П.: Поэтомузадача Эниостиля с одной стороны - гармонизировать человека: чтобы его" корни" соответствовали " стволу", " кроне"... А с другой стороны,Эниостиль - это энерго- информационное общение с людьми и природой,значит, гармонизация отношений с людьми, одному из нас комфортно житьв дорогой обстановке, другому - в строгой, третьему нужна мягкаяудобная мебель, значит, гармонизация окружения, обстановки... Своистили имеют дома, улицы, города, страны... В некоторых городахопределенным стилям жить некомфортно. И в принципе- то все людихорошие. И между ними никогда не было бы конфликтов, если бы ненесовпадения по стилям энерго- информационного обмена. А ведь всё внашем мире - энергия и информация. Свет, проникающий сквозь сетчаткуглаза - энергия, звук, возбуждающий мембрану уха - энергия иинформация, и так далее. Это у нас в стране большой перекос впонимании слова " энергия". Как- будто это колдовство какое- то. А.Б.:А представьте себе человека, который, переключая программы телевизора,неожиданно услышит все это. Как ему просто передать суть Эниостиля?Т.П.: Я расскажу сказку... про ситар. Сказка про ситар В одной стране жил человек. Пытливый, ищущий. У него были дети,жена. Жил себе и жил. Но один вопрос не давал ему покоя: " Кто я изачем я здесь?" Этот вопрос мешал ему жить, пока он не встретилчеловека, который сказал, что ответы на такие вопросы можно найтитолько в далеких горах Алтая. Живет там старик, который сможет помочь.Наш герой, не долго думая, собрал вещи и отправился в путь. Он приехална Алтай, нашел старика и задал ему свой вопрос. Но тот сказал: " Япокажу тебе дорогу к древней пещере. Ты найдешь там колодец, этотколодец волшебный. Крикни в него свой вопрос и слушай ответ". Он так ипоступил. Найдя пещеру, он обнаружил в ней волшебный колодец, вкоторый и крикнул: " Кто я? Зачем я здесь?" И колодец ответил: " Идина развилку двух дорог и ты увидишь там три маленьких магазинчика. Тамты и получишь ответ на свой вопрос". Наш герой обрадовался и,вдохновленный, побежал на развилку, где и увидел три, непонятно кактут оказавшихся магазинчика. Он вошел в первый и увидел, что тампродаются какие- то деревяшки: плоские, круглые, маленькие и большие.Во втором он нашел непонятные железки. Уже ничего не понимая, он вошелв третий магазин и увидел, что там продаются тонкие металлическиенити. Он с недоумением постоял там, понял, что в очередной разобманулся. И совершенно непонятно, где теперь искать эту истину. И безответа он вернулся домой. Однажды ночью он вдруг проснулся от каких-то звуков. Он открыл глаза и прислушался. Звучала совершенноудивительная волшебная мелодия. Как загипнотизированный, он встал ипошел, стараясь не нарушить эту гармонию. Вскоре он отыскал источникудивительных звуков. На пороге соседнего дома сидел незнакомый человеки держал в руках старинный музыкальный инструмент - ситар и извлекализ него неземные мелодии. Наш герой уселся рядом и весь отдался потокуэтой гармонии. Непроизвольно его глаза опустились с лица музыканта наего инструмент. И вдруг его пронзило понимание. Он узнал те самыедеревяшки, металлические штучки и тонкие нежные струны - то, чтопродавалось в тех трех магазинах на развилке горных дорог. И он всепонял. И вам не нужно искать гуру, учителей для того, чтобы статьсовершеннее. В нас есть все, мы уже совершенны. А.П.: И нет смысластрогать, усовершенствовать эти палочки, что- то делать со струнами.Нужно только понять: ты - ситар или ты гитара, или ты флейта? Т.П.:Потому что каждый из этих инструментов создан для своей музыки. Акогда ты поешь свою песню, играешь свою музыку, ты становишься болеездоровым, более успешным, счастливым, и ты совсем не устаешь. Делаякакую- то работу, ты даже энергетически подпитываешься от нее. Потомучто каждый из нас создан для своей музыки.