- +7(909)-670-99-07
- Россия, г. Москва
- enios_panchenko@mail.ru
Основы эниостиля
На протяжении многих лет с помощью различных психо-диагностических, физиологических, антропологических и клинических методов мы изучали поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные стереотипы людей, образ и качество их жизни. Широко применялись аналитическая психология, психоанализ, НЛП, биоэнергетика, гештальт и другие подходы. Мы выявили множество критериев, по которым люди отличались друг от друга. Протестировав тысячи людей, считающих себя здоровыми и достаточно успешными, мы сначала пришли к выводу, что сколько людей, столько и психологических типов личности. Но затем анализ исследований наших институтов и центров, проведённый под руководством А.Л. Панченко, показал, что ряд признаков и качеств, характеризующих человека, распределяется между людьми в случайном порядке. Другие же статистически значимо находились друг с другом в состоянии жёсткой прямой и обратной коррелятивной связи.
Это позволило выделить и описать 3, 5, 9, 17, 33 типа людей. Они отличаются друг от друга строением своего тела, структурой души, стереотипами поведения, мышления и эмоционального реагирования. Возможно и дальнейшее дробление типов, но это имеет лишь теоретическое, а не практическое значение.
Сначала были описаны янский, иньский и недифференцированный типы. При этом наиболее интересным было то, что в большой популяции количество янских и иньских типов у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым.
А вот в различных регионах и странах это соотношение могло изменяться в ту или иную сторону. Значит, восточное понимание «ян» как мужского начала, а «инь» – как женского, следует понимать лишь в метафорическом смысле.
Инь и ян не могут существовать друг без друга. И для энерго-информационного баланса и комфорта человеку янского типа необходимо дополнение иньской энергией (человека, ландшафта, интерьера), и наоборот.
Второй существенный вывод из этих исследований: после «объявления» перестройки количество недифференцированных типов, которых при социализме было большинство, с каждым годом стало существенно уменьшаться. Всё меньше становится людей, комфортно чувствующих себя в условиях безликого и безвкусного недифференцированного бытия.
И хотя творческой, породистой личности в наше время жить стало проще, то есть, ею разрешено быть, существует мощнейший социальный механизм «заталкивания» человека в неопределяемый тип. Он состоит в следующем: социальные ожидания общества побуждают воспитательные институты делать из всех мальчиков янских мужчин – волевых, целеустремлённых, собранных. Это комфортно для того, кто и является таковым на самом деле. Для иньских же юношей – романтичных, ранимых, созерцательных – такое воспитание губительно. Они и жёсткими не становятся, и мягкими перестают быть, утрачивают свои творческие способности. Вот так и формируется недифференцированный тип.
Дальнейший анализ показал, что в одном человеке могут быть представлены как иньские, так и янские черты, только в разной степени. А это позволило описать уже пять типов людей, отличающихся по стилю – образу жизни, и сформулировать чёткие критерии их распознавания.
Остро встал вопрос об их наименовании. В своих ранних работах мы использовали самые различные обозначения этих стилей. И лишь в последние годы остановились на названиях, которые на взгляд наших многочисленных учеников чётко отражают суть типа. Эти названия условны и могут быть заменены на другие, необходимо лишь сохранить тот смысл, который мы первоначально в них вкладывали.
Любопытно, что качество жизни у дифференцированных типов гораздо выше, чем у неопределяемых.
Мы выделяем Северный, Южный, Западный, Восточный и недифференцированный стиль или образ жизни.
На протяжении многих лет с помощью различных психо-диагностических, физиологических, антропологических и клинических методов мы изучали поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные стереотипы людей, образ и качество их жизни. Широко применялись аналитическая психология, психоанализ, НЛП, биоэнергетика, гештальт и другие подходы. Мы выявили множество критериев, по которым люди отличались друг от друга. Протестировав тысячи людей, считающих себя здоровыми и достаточно успешными, мы сначала пришли к выводу, что сколько людей, столько и психологических типов личности. Но затем анализ исследований наших институтов и центров, проведённый под руководством А.Л. Панченко, показал, что ряд признаков и качеств, характеризующих человека, распределяется между людьми в случайном порядке. Другие же статистически значимо находились друг с другом в состоянии жёсткой прямой и обратной коррелятивной связи.
Это позволило выделить и описать 3, 5, 9, 17, 33 типа людей. Они отличаются друг от друга строением своего тела, структурой души, стереотипами поведения, мышления и эмоционального реагирования. Возможно и дальнейшее дробление типов, но это имеет лишь теоретическое, а не практическое значение.
Сначала были описаны янский, иньский и недифференцированный типы. При этом наиболее интересным было то, что в большой популяции количество янских и иньских типов у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым.
А вот в различных регионах и странах это соотношение могло изменяться в ту или иную сторону. Значит, восточное понимание «ян» как мужского начала, а «инь» – как женского, следует понимать лишь в метафорическом смысле.
Инь и ян не могут существовать друг без друга. И для энерго-информационного баланса и комфорта человеку янского типа необходимо дополнение иньской энергией (человека, ландшафта, интерьера), и наоборот.
Второй существенный вывод из этих исследований: после «объявления» перестройки количество недифференцированных типов, которых при социализме было большинство, с каждым годом стало существенно уменьшаться. Всё меньше становится людей, комфортно чувствующих себя в условиях безликого и безвкусного недифференцированного бытия.
И хотя творческой, породистой личности в наше время жить стало проще, то есть, ею разрешено быть, существует мощнейший социальный механизм «заталкивания» человека в неопределяемый тип. Он состоит в следующем: социальные ожидания общества побуждают воспитательные институты делать из всех мальчиков янских мужчин – волевых, целеустремлённых, собранных. Это комфортно для того, кто и является таковым на самом деле. Для иньских же юношей – романтичных, ранимых, созерцательных – такое воспитание губительно. Они и жёсткими не становятся, и мягкими перестают быть, утрачивают свои творческие способности. Вот так и формируется недифференцированный тип.
Дальнейший анализ показал, что в одном человеке могут быть представлены как иньские, так и янские черты, только в разной степени. А это позволило описать уже пять типов людей, отличающихся по стилю – образу жизни, и сформулировать чёткие критерии их распознавания.
Остро встал вопрос об их наименовании. В своих ранних работах мы использовали самые различные обозначения этих стилей. И лишь в последние годы остановились на названиях, которые на взгляд наших многочисленных учеников чётко отражают суть типа. Эти названия условны и могут быть заменены на другие, необходимо лишь сохранить тот смысл, который мы первоначально в них вкладывали.
Любопытно, что качество жизни у дифференцированных типов гораздо выше, чем у неопределяемых.
Мы выделяем Северный, Южный, Западный, Восточный и недифференцированный стиль или образ жизни.
С Ю З В
В наиболее общем виде для Северного типа характерен «немецко-скандинаво-прибалтийский», для Южного – «афро-итальянский», для Западного- «американский», для Восточного – «тибето-гималайский» имидж.
Иными словами, люди, относящиеся к Северному эниостилю, действительно, правильные, холодные, рациональные, логичные. В противоположность им Южане – чувственно-эмоциональные, живые, с резкими перепадами настроения. Западные типы – волевые, целеустремлённые, ориентированные на результат и успех. Совсем другие Восточные – интуитивно-медитативные, для которых главное не цель, а дао, путь, процесс, идея.
Не только люди, но и животные, предметы материального мира, ландшафты, интерьеры по своему энерго-информационному потенциалу могут быть также отнесены к Северному, Южному, Западному, Восточному или недифференцированному аспектам.
Каждый из них описывается своей глобальной метафорой. Север – наука или сайнс-метафора; Юг – арт-метафора, искусство; Запад – вера, религия; Восток – магия.
Любое из этих понятий достоверно отражает лишь 25 % мира. При этом критерии достоверности у всех четырёх метафор различны. Для науки правильно то, что логично; для искусства то, что приятно, человечно; для Восточной магии то, что вызывает интересные интуитивные видения; для Запада – «Это правильно… Потому что! (Так написано в Библии, в Коране, в Уставе КПСС, так принято в нашей семье, на фирме и т. д.)».
Таким образом, эниостиль одновременно является наукой, искусством, магией и религией человеческих отношений, а качество жизни определяется тем, насколько человек правильно выстроил энергоинформационные отношения с собой, другими людьми, обществом, природой и деньгами.
В контексте данной книги мы рассматриваем, как люди выстраивают окружающую их жизнь (в широком смысле этого слова) и взаимодействуют с ней.
Предположим, что у каждого из нас есть четыре антенны или четыре прожектора, с помощью которых мы воспринимаем и освещаем мир. Один светит в Северную, другой в Западную, третий в Восточную, четвёртый в Южную сторону.
З Ю В С
25 вт 25 вт 25 вт 25 вт
Допустим, к каждой из этих ламп подведена энергия в 25 ватт. Получился недифференцированный тип, который светит во все стороны, но как тускло!
Другие же люди распределили энергию по-другому, например так:
В С З Ю
60 вт 20 вт 15 вт 5 вт
Графически представленный выше человек необычайно силён в восприятии и продуцировании Восточной энергии и информации, далеко светит своими интуитивными прозрениями, но зато в Южную сторону (эмоции, отношения) не видит дальше собственного носа. И тогда, чтобы не споткнуться в темноте, ему нужен партнёр с мощным Южным аспектом – прожектором в сильных функциях.
Одним из базовых постулатов эниостиля мы считаем идею о том, что у дифференцированного (чистого) типа есть лишь половинный набор качеств, необходимых для выживания (это хорошо перекликается с мифом Платона об андрогинах).
Мы должны кое-что узнать о человеческой природе и о том, что она претерпела.
Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов – мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед.
А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский от Земли, а совмещавший оба эти – от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается шаровидности этих существ и их кругового передвижения, то и тут складывалось сходство с их прародителями. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит об Эфиальте и Оте, относится к ним: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, – тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец, Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
- Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они будут ходить прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, сказал он, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.
Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйца волоском…
…Итак, каждый из нас – это половина человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины представляющие собой половину прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, им нравится лежать и обниматься с мужчинами.
Когда кому-либо … случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого: чего именно, она не может сказать и лишь догадываться о своих желаниях, лишь туманно намекает на них. И если бы перед ними, когда они лежат вместе предстал Гефест со своими орудиями и спросил их: «Чего же, люди, вы хотите один от другого?» – а потом, видя, что им трудно ответить, спросил их снова: «Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днем ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить одной общей жизнью, а когда вы умрете, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрете, вы общей смертью. Подумайте только, этого ли вы жаждете, будете ли вы довольны, если достигнете этого?» Случись так, мы уверены, что каждый не только не отказался бы от подобного предложения и не выразил никакого другого желания, но счел бы, что услыхав именно то, о чем давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.
Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней.
Эта идея целостности и поиска недостающих энергии и информации существует и в других культурах. Н. Козлов (писатель и психолог) в своих «Философских сказках для взрослых» ссылается на идею дуальности в древних еврейских источниках.
«Принято считать, что Творец Вселенной усыпил Адама, под наркозом удалил одно – лишнее – ребро, и из этого ребра сделал Хаву. Но старинные еврейские книги сообщают, что на самом деле вначале Адам и Хава были созданы соединёнными между собой и составляли одно целостное человеческое существо. Потом уж Творец Вселенной разделил их – сделал самостоятельными.
А легенда о том, что Творец Вселенной смастерил Хаву из ребра, возникла только в переводах Торы, потому что еврейское слова Цэла одновременно означает и «ребро», и «грань», и «сторона». На самом-то деле Хава и Адам появились одновременно – из двух граней, двух сторон первого человека. А потом, когда они поженились, они снова стали как бы одним человеком, хотя теперь тело было у каждого своё.
Поэтому, как говорят старинные еврейские книги, каждый человек и ищет свою недостающую половину, свою вторую «сторону», чтобы образовать семью и снова стать цельным, законченным, единым – как тот самый первый человек во Вселенной. Когда-нибудь свою половинку, свою недостающую «грань» обязательно найдёт и каждый из вас»
Недифференцированный стиль может выживать, самостоятельно выполняя только банальные задачи и цели, удовлетворяя только рутинные потребности. Творческая же личность, развивая один из аспектов, перекачивая почти всю энергию в одну «лампочку», невольно ослабляет тем самым другие функции. Чтобы жить, решая сложные задачи, достигая высоких целей, реализуя свою от Бога данную миссию, человек ищет недостающую ему для слабых аспектов энергию у других людей, животных, ландшафтов и интерьеров. И если находит, то он необычайно силён и продуктивен. В противном же случае испытывает энергодефицит, апатию и развивает у себя невротические наклонности.
В нашей психике присутствуют все четыре аспекта. Вообще, выражаясь языком Карла Густава Юнга, которого один из авторов А. Л. Панченко считает величайшим психологом всех времён и народов, «современный человек, на самом деле – курьёзная смесь характерных черт, приобретённых на разных стадиях многовекового процесса умственного развития. Из этой мешанины и складывается человек и его символы, с которыми нам приходится иметь дело». И очень важно, на каком месте в формуле психических функции находятся логика (Север), эмоция (Юг), волевая сенсорика (Запад), интуиция (Восток).
То, что стоит на первом месте – наша самая сильная функция интеллекта. На втором – творческая функция. На третьем – социализирующая, ролевая, суггестивная. Четвёртое место в формуле – болевая функция, к которой прикасаться не рекомендуется, место наименьшего сопротивления.
Определить тип своего эниостиля вы сможете с помощью теста, приведённого в конце книги или описаний, представленных ниже.
Есть люди, у которых ярко просматривается какой-то один аспект (Север, Юг, Запад, Восток), а бывает, что человек узнаёт при чтении или тестировании и второй. При этом в формуле психических функций типа противоположные метафоры Север и Юг, Запад и Восток рядом стоять не могут.
Получается 9-ти типная модель эниостилей, где 1,2,3,4,6,7,8,9 – индивидуализирующие зоны
5 – социализирующая зона
1 – Северо-Западный стиль поведения
2 – Северный стиль поведения
3 – Северо-Восточный стиль поведения
4 – Западный стиль поведения
5 – Недифференцированный эниостиль
6 – Восточный стиль поведения
7 – Юго-Западный стиль поведения
8 – Южный стиль поведения
9 – Юго-Восточный стиль поведения
В наиболее общем виде для Северного типа характерен «немецко-скандинаво-прибалтийский», для Южного – «афро-итальянский», для Западного- «американский», для Восточного – «тибето-гималайский» имидж.
Иными словами, люди, относящиеся к Северному эниостилю, действительно, правильные, холодные, рациональные, логичные. В противоположность им Южане – чувственно-эмоциональные, живые, с резкими перепадами настроения. Западные типы – волевые, целеустремлённые, ориентированные на результат и успех. Совсем другие Восточные – интуитивно-медитативные, для которых главное не цель, а дао, путь, процесс, идея.
Не только люди, но и животные, предметы материального мира, ландшафты, интерьеры по своему энерго-информационному потенциалу могут быть также отнесены к Северному, Южному, Западному, Восточному или недифференцированному аспектам.
Каждый из них описывается своей глобальной метафорой. Север – наука или сайнс-метафора; Юг – арт-метафора, искусство; Запад – вера, религия; Восток – магия.
Любое из этих понятий достоверно отражает лишь 25 % мира. При этом критерии достоверности у всех четырёх метафор различны. Для науки правильно то, что логично; для искусства то, что приятно, человечно; для Восточной магии то, что вызывает интересные интуитивные видения; для Запада – «Это правильно… Потому что! (Так написано в Библии, в Коране, в Уставе КПСС, так принято в нашей семье, на фирме и т. д.)».
Таким образом, эниостиль одновременно является наукой, искусством, магией и религией человеческих отношений, а качество жизни определяется тем, насколько человек правильно выстроил энергоинформационные отношения с собой, другими людьми, обществом, природой и деньгами.
В контексте данной книги мы рассматриваем, как люди выстраивают окружающую их жизнь (в широком смысле этого слова) и взаимодействуют с ней.
Предположим, что у каждого из нас есть четыре антенны или четыре прожектора, с помощью которых мы воспринимаем и освещаем мир. Один светит в Северную, другой в Западную, третий в Восточную, четвёртый в Южную сторону.
З Ю В С
25 вт 25 вт 25 вт 25 вт
Допустим, к каждой из этих ламп подведена энергия в 25 ватт. Получился недифференцированный тип, который светит во все стороны, но как тускло!
Другие же люди распределили энергию по-другому, например так:
В С З Ю
60 вт 20 вт 15 вт 5 вт
Графически представленный выше человек необычайно силён в восприятии и продуцировании Восточной энергии и информации, далеко светит своими интуитивными прозрениями, но зато в Южную сторону (эмоции, отношения) не видит дальше собственного носа. И тогда, чтобы не споткнуться в темноте, ему нужен партнёр с мощным Южным аспектом – прожектором в сильных функциях.
Одним из базовых постулатов эниостиля мы считаем идею о том, что у дифференцированного (чистого) типа есть лишь половинный набор качеств, необходимых для выживания (это хорошо перекликается с мифом Платона об андрогинах).
Мы должны кое-что узнать о человеческой природе и о том, что она претерпела.
Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов – мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед.
А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский от Земли, а совмещавший оба эти – от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается шаровидности этих существ и их кругового передвижения, то и тут складывалось сходство с их прародителями. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит об Эфиальте и Оте, относится к ним: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, – тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец, Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
- Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они будут ходить прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, сказал он, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.
Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйца волоском…
…Итак, каждый из нас – это половина человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины представляющие собой половину прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, им нравится лежать и обниматься с мужчинами.
Когда кому-либо … случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого: чего именно, она не может сказать и лишь догадываться о своих желаниях, лишь туманно намекает на них. И если бы перед ними, когда они лежат вместе предстал Гефест со своими орудиями и спросил их: «Чего же, люди, вы хотите один от другого?» – а потом, видя, что им трудно ответить, спросил их снова: «Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днем ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить одной общей жизнью, а когда вы умрете, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрете, вы общей смертью. Подумайте только, этого ли вы жаждете, будете ли вы довольны, если достигнете этого?» Случись так, мы уверены, что каждый не только не отказался бы от подобного предложения и не выразил никакого другого желания, но счел бы, что услыхав именно то, о чем давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.
Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней.
Эта идея целостности и поиска недостающих энергии и информации существует и в других культурах. Н. Козлов (писатель и психолог) в своих «Философских сказках для взрослых» ссылается на идею дуальности в древних еврейских источниках.
«Принято считать, что Творец Вселенной усыпил Адама, под наркозом удалил одно – лишнее – ребро, и из этого ребра сделал Хаву. Но старинные еврейские книги сообщают, что на самом деле вначале Адам и Хава были созданы соединёнными между собой и составляли одно целостное человеческое существо. Потом уж Творец Вселенной разделил их – сделал самостоятельными.
А легенда о том, что Творец Вселенной смастерил Хаву из ребра, возникла только в переводах Торы, потому что еврейское слова Цэла одновременно означает и «ребро», и «грань», и «сторона». На самом-то деле Хава и Адам появились одновременно – из двух граней, двух сторон первого человека. А потом, когда они поженились, они снова стали как бы одним человеком, хотя теперь тело было у каждого своё.
Поэтому, как говорят старинные еврейские книги, каждый человек и ищет свою недостающую половину, свою вторую «сторону», чтобы образовать семью и снова стать цельным, законченным, единым – как тот самый первый человек во Вселенной. Когда-нибудь свою половинку, свою недостающую «грань» обязательно найдёт и каждый из вас»
Недифференцированный стиль может выживать, самостоятельно выполняя только банальные задачи и цели, удовлетворяя только рутинные потребности. Творческая же личность, развивая один из аспектов, перекачивая почти всю энергию в одну «лампочку», невольно ослабляет тем самым другие функции. Чтобы жить, решая сложные задачи, достигая высоких целей, реализуя свою от Бога данную миссию, человек ищет недостающую ему для слабых аспектов энергию у других людей, животных, ландшафтов и интерьеров. И если находит, то он необычайно силён и продуктивен. В противном же случае испытывает энергодефицит, апатию и развивает у себя невротические наклонности.
В нашей психике присутствуют все четыре аспекта. Вообще, выражаясь языком Карла Густава Юнга, которого один из авторов А. Л. Панченко считает величайшим психологом всех времён и народов, «современный человек, на самом деле – курьёзная смесь характерных черт, приобретённых на разных стадиях многовекового процесса умственного развития. Из этой мешанины и складывается человек и его символы, с которыми нам приходится иметь дело». И очень важно, на каком месте в формуле психических функции находятся логика (Север), эмоция (Юг), волевая сенсорика (Запад), интуиция (Восток).
То, что стоит на первом месте – наша самая сильная функция интеллекта. На втором – творческая функция. На третьем – социализирующая, ролевая, суггестивная. Четвёртое место в формуле – болевая функция, к которой прикасаться не рекомендуется, место наименьшего сопротивления.
Определить тип своего эниостиля вы сможете с помощью теста, приведённого в конце книги или описаний, представленных ниже.
Есть люди, у которых ярко просматривается какой-то один аспект (Север, Юг, Запад, Восток), а бывает, что человек узнаёт при чтении или тестировании и второй. При этом в формуле психических функций типа противоположные метафоры Север и Юг, Запад и Восток рядом стоять не могут.
Получается 9-ти типная модель эниостилей, где 1,2,3,4,6,7,8,9 – индивидуализирующие зоны
5 – социализирующая зона
1 – Северо-Западный стиль поведения
2 – Северный стиль поведения
3 – Северо-Восточный стиль поведения
4 – Западный стиль поведения
5 – Недифференцированный эниостиль
6 – Восточный стиль поведения
7 – Юго-Западный стиль поведения
8 – Южный стиль поведения
9 – Юго-Восточный стиль поведения
Базовые постулаты
Для создания согласованной реальности с читателем приведем Базовые постулаты социоментальной культуры:
1. Социоментальная культура «Эниостиль» (культура разумной социальной жизни человека, семьи, коллектива, иных микро- и макросоциальных групп, общества и биосферы) является технологической и социально-духовной основой коммуникативной культуры, ментальной экологии и ноосферы.
2. Социоментальная культура «Эниостиль» – трансгосударственное, транснациональное, транспартийное и транспрофессиональное социокультурное явление.
3. Согласно социоментальной культуре человеческая жизнь – это энергоинформационный обмен с самим собой, другими людьми, обществом и природой.
4. Качество жизни определяется качеством и режимом труда, отдыха и человеческих отношений с самим собой, другими людьми, обществом и природой.
5. «Языками» общения являются «языки» главных метафор описания мира – науки, искусства, религии и магии.
6. Каждый из «языков» главных метафор описания мира (наука, искусство, магия, религия) описывает только свой аспект энергоинформационного поля – мир материи, мир энергии, мир времени и мир пространства.
7. «Языковые» предпочтения в общении с самим собой, другими людьми, обществом и природой обусловливают дифференциацию четырёх форм разума, которые, в свою очередь, детерминируют Северный, Южный, Западный или Восточный образ или стиль жизни, либо их сочетания или их отсутствие.
8. Принадлежность к определённому образу или стилю жизни определяется конгруэнтным соответствием стереотипов поведения, мышления, эмоциональных реакций, имиджем и строением тела.
9. Конгруэнтный стиль – образ жизни обусловливает процессы индивидуализации и развития творческой личности, обеспечивающей реализацию стремлений к совершенству, гармонии, здоровью и успеху, что некомфортно и невыгодно для семьи, коллектива и иных микро- и макросоциальных групп.
10. Неконгруэнтный стиль – образ жизни (смешение различных стереотипов поведения, мышления и эмоциональных реакций) обусловливает процессы социализации и развития «управляемой», «внушаемой», «исполнительной» персоны-зомби, формированию которой посвящена деятельность всех семейных и государственных воспитательных, педагогических и психологических институтов мира.
11. В противовес культурам превосходства и господства, основанным на догматизации и фетишизации одного или двух «языков» – «разумов» «стилей жизни» (как правило, Северного, Западного или их сочетания), социоментальная культура «Эниостиль» – культура равноправного эмпатичного, уважительного сотрудничества-сотворчества всех «языков» и «форм разума», декларирует существование равнозначных «истин», «согласованной» и «разделённой» реальности в пределах каждого «языка», каждого «разума» и отрицает превосходство одного из них.
12. Качество жизни, гармония, здоровье, успех каждого человека определяются его умением найти оптимальный баланс между процессами индивидуализации и социализации, который обеспечивает комфортное энергоинформационное общение с самим собой, другими людьми, обществом и природой.
13. Излишняя индивидуализация приводит к комфортному состоянию человека, но к непониманию и неприятию его социумом и обеспечивает его социальную дезадаптацию с возможностью возникновения психотических расстройств.
14. Отсутствие или смешение образа-стиля жизни обусловливает бесконфликтное существование с другими людьми и обществом, но приводит к конфликту с самим собой.
15. Можно самому шить одежду, можно самому стричься, можно самому…, а можно совместно с консультантом социоментальной культуры осознать и спрограммировать свою дальнейшую жизнь и судьбу.
Корзина пуста
0
шт.
/
0 руб.
Оформить
Очистить